Электоральное поведение
(voting behaviour), модель предпочтения избирателей, определяемая полит., социальными и психолог, факторами. Точно установить, какое именно сочетание факторов образует избирательную модель групп или отд. лиц невозможно, но ряд др. моделей позволяет выявить нек-рые закономерности. Социологическая модель свидетельствует об обществ, положении избирателей, напр., классовой принадлежности социальный класс), отношении к собственности, образовании. Партийная модель, напротив, основана на эмоциональной привязанности, воспитанной в семье. Наконец, модель рационального выбора свойственна избирателям, к-рые на выборах руководствуются пользой, как при покупке продуктов. Распространенность той или иной модели зависит от места и времени. Напр., социальные перемены последних десятилетий снизили степень эмоциональной привязанности избирателей к к.-л. партии, на рез-ты голосования все больше влияет обществ, оценка ее полит, курса и деят-ти (партийный имидж), особенно если она правящая. Анализ Э.п. важен и для объяснения хода мыслей избирателей (пусть даже немногочисл.), меняющих свои пристрастия от одних выборов к др. Такие плавающие голоса -дань животрепещущим проблемам - не имеют отношения к предпочтению той или иной партии, но способны серьезно повлиять на итоги избирательной кампании.